Концепция применения полиграфных устройств
в Российской Федерации
Настоящая Концепция применения полиграфных устройств в Российской Федерации (далее – Концепция) определяет основные направления государственной политики Российской Федерации – цели, задачи и принципы использования определенного вида социально-коммуникативных и инструментальных технологий обеспечения безопасности в период формирования в России гражданского общества и правового государства.
Цель Концепции – определение общих условий применения полиграфных устройств в России за счет единого правового подхода к разработке локальных нормативных актов, регулирующих использование социально-коммуникативных и инструментальных технологий обеспечения безопасности в различных сферах общественной жизни.
Концепция разработана с учетом ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с положениями Конституции РФ, Трудовым кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Основные понятия, используемые в Концепции:
Социально-коммуникативная технология – опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность субъекта(ов), обеспечивающая решение какой-либо социально-значимой задачи посредством управляемой социальной коммуникации.
Полиграфные устройства – все виды аппаратуры для специальных психофизиологических исследований класса 5060 группы 50 «Криминалистическая техника и техника для оперативных целей» Рекомендаций по каталогизации Р 50.5.002-2001 «Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Единый кодификатор предметов снабжения и порядок разработки и ведения разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» (утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 29 августа 2001 г. № 362-ст, введены в действие с 1 января 2002 г.).
Полиграф – техническое устройство, позволяющее выявлять и фиксировать динамику психофизиологических реакций обследуемого лица в ответ на предъявляемые стимулы за счет перевода физиологических показателей активности дыхательной, сердечно-сосудистой системы, электрической активности кожи и других в электрические сигналы, отображаемые в виде графиков, в совокупности образующих полиграмму.
Психофизиологическое исследование с применением полиграфа (далее –ПФИ) – процедура применения специальных знаний, сопряженная с использованием социально-коммуникативных технологий и технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, не причиняющих вреда окружающей среде, обеспечивающая осуществление анализа (оценки) динамики психофизиологических реакций обследуемого лица в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы и изображения (далее – стимулы) в целях проверки достоверности информации, сообщенной обследуемым лицом.
Полиграфолог – лицо, имеющее высшее образование, прошедшее профессиональную подготовку в области полиграфологии, подтвержденную документом установленного образца, удостоверяющим его право на ведение профессиональной деятельности в данной сфере.
Инициатор – юридическое или физическое лицо, по чьей инициативе проводится ПФИ.
Обследуемым лицо –физическое дееспособное лицо, добровольно выразившее письменное согласие на проведение в отношении него ПФИ в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Заключение по результатам ПФИ – подготовленное по результатам проведения ПФИ описание содержания исследования и выводы полиграфолога по вопросам, поставленным инициатором ПФИ.
Объектом Концепции являются наиболее значимые, с точки зрения обеспечения интересов государства, общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, связанные с необходимостью применения полиграфных устройств, в том числе, возникающие между инициатором, полиграфологом и обследуемым лицом при проведении ПФИ.
Предмет Концепции – принципы и основные направления использования полиграфных устройств в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством.
Структура Концепции. Концепция состоит из пяти разделов и заключительных положений.
В первом разделе дан краткий ретроспективный анализ практики использования полиграфных устройств в России. Обозначены основные проблемы применения полиграфа в современных условиях.
Во втором разделе определяются цели, задачи и принципы применения полиграфных устройств в Российской Федерации.
В третьем указывается порядок использования полиграфа в рамках оперативно-розыскной деятельности, при раскрытии, расследовании преступлений и осуществлении правосудия по уголовным делам.
В четвертом обозначается механизм использования социально-коммуникативных и инструментальных технологий при регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.
В пятом уточняются условия проведения ПФИ в иных случаях, в частности, при осуществлении частной детективной деятельности.
Раздел 1. Состояние проблемы
В настоящее время во многих странах мира регулярно проводятся исследования с применением полиграфа, а также иных, функционально близких к полиграфу технических устройств, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в уголовном судопроизводстве, в рамках профессионального психологического отбора сотрудников государственных и негосударственных учреждений, предприятий и организаций.
В России использование полиграфных устройств при опросе граждан официально было санкционировано в 1975 г., когда Председателем КГБ СССР был подписан приказ об организации на базе ОТУ КГБ СССР лаборатории по изучению прикладных аспектов использования полиграфа.
В МВД СССР работа по изучению и практическому использованию полиграфа в борьбе с преступностью началась в 1989 г. После ознакомления с опытом использования полиграфа в раскрытии преступлений в Польше был сделан ряд выводов, в том числе о необходимости проработки вопроса об опытном внедрении полиграфных устройств в практику борьбы органов внутренних дел СССР с уголовной преступностью и о целесообразности решения вопроса о приобретении в США контактных и бесконтактных «измерителей психологического стресса» и обучении методике их применения.
В феврале 1993 г. была утверждена «Инструкция о порядке применения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа федеральными органами государственной безопасности», сыгравшая важную роль в формировании ведомственной нормативной базы. Однако до настоящего времени при разработке ведомственных нормативных актов, касающихся применения полиграфа, наблюдается смешение двух принципиально разных процедур: а) исследования, проводимого полиграфологом в пределах своей компетенции, ограниченной объемом имеющихся у него специальных знаний, в целях получения дополнительной информации, имеющей значение для принятия управленческого решения, и б) процедуры проверки и оценки полученных полиграфологом сведений в процессе принятия этого решения. На полиграфолога фактически возлагается функция оценки получаемой им в ходе исследования информации, при том, что он не является субъектом правоприменения, а лишь высказывает свое экспертное мнение.
В начале 2000-х гг. в стране была упорядочена система подготовки специалистов-полиграфологов. Разработаны Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов» (2001), «Судебный эксперт по проведению психофизиологического исследования с использованием полиграфа» (2004), а также программа переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности – проведения психофизиологического исследования с использованием полиграфа (2005). В последние годы в связи с изменением в стране порядка показания образовательных услуг участились случаи организации подготовки полиграфологов силами коммерческих структур по программам, далеким от стандартов, принятых в мировой и отечественной практике.
С 2002 г. психофизиологические исследования и экспертизы с применением полиграфа регулярно проводятся в Институте криминалистики ЦСТ ФСБ России, с 2004 г. – в 111 Главном государственном центре судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России, с 2005 г. – в ЭКЦ ГУВД по г. Москве, с 2006 г. – в ЭКЦ МВД по Республике Татарстан, с 2010 г. – в Экспертно-криминалистическом управлении ФСКН России. С 2009 г. исследования с применением полиграфа (а в некоторых регионах – экспертизы) стали проводить сотрудники вновь созданного Управления организации экспертно-криминалистической деятельности Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ и подразделений криминалистики СУ СК по субъектам Российской Федерации.
Разработаны, апробированы и внедрены в практику Видовая экспертная методика производства психофизиологического исследования с использованием полиграфа (2005) и Единые требования к порядку проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа (2008). При этом имеют место случаи, когда полиграфологи в своих заключениях ссылаются на указанные документы, грубо нарушая оговоренные в них требования. Среди специалистов-полиграфологов нет единого понимания научно-методических особенностей применения полиграфа в рамках действующего законодательства.
Использование полиграфных устройств эффективно не только в сфере противодействия преступности. В современных условиях развития государства и гражданского общества актуальна проблема формирования сбалансированной системы профессионального кадрового отбора, позволяющей учесть потребности не только государства, но и каждого члена общества. Такого рода система в России пока не выстроена. Некоторые специалисты по работе с кадрами и собственной безопасности вместо комплекса психодиагностических исследований, которые в отношении лиц, поступающих на службу или работу, в ряде случаев по закону могут и должны проводиться, ограничиваются проведением ПФИ.
За истекшие 20 лет в России было налажено производство полиграфных устройств. Выпуск полиграфов в настоящее время осуществляется несколькими отечественными предприятиями-производителями в порядке, определенном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Однако безопасность и эффективность использования далеко не всех полиграфных устройств подтверждена актами апробации, а если таковые имеются, то зачастую отражают результаты незначительного числа лабораторных экспериментов.
Помимо указанных, квалифицированному использованию полиграфных устройств также препятствует отсутствие у населения, правоохранительных и правоприменяющих органов информации (в объеме, необходимом для правильного понимания сути проблемы) об организационно-правовых, нравственных и научно-методических основах современных социально-коммуникативных и инструментальных технологий обеспечения безопасности.
Проведение в России международных форумов по обмену опытом между специалистами с привлечением юридической общественности, а также разработка настоящей Концепции, призваны способствовать выправлению ситуации.
Раздел 2. Цели, задачи и принципы применения полиграфных устройств
в Российской Федерации
Значимость активной государственной политики в области применения полиграфных устройств обуславливается несколькими объективными факторами:
1. Необходимостью обеспечения национальной безопасности.
2. Непосредственным влиянием деятельности, связанной с использованием социально-коммуникативных и инструментальных технологий, на широкий спектр общественных отношений, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
3. Исключительной важностью соблюдения законности при оказании услуг, связанных с обследованием живых лиц.
Исторически сфера применения полиграфа в России формировалась без учета указанных факторов, в связи с чем в настоящее время ее объем и структура не соответствуют приоритетам развития Российской Федерации как правового государства, что обуславливает необходимость оптимизации существующего правового поля с учетом имеющихся на сегодня и перспективных потребностей экономики и судопроизводства в проведении ПФИ.
Основой целью использования полиграфных устройств в России является обеспечение национальной безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан за счет проверки в порядке, определенным законодательством Российской Федерации, достоверности сообщаемой ими социально значимой информации.
Достижение намеченной цели обуславливает необходимость повышения эффективности использования полиграфных устройств, в частности, путем создания необходимых организационно-правовых условий для проведения ПФИ, что предполагает решение следующих основных задач:
1. Разработку на базе действующего законодательства национальной правовой системы, регламентирующей использование всего комплекса социально-коммуникативных и инструментальных технологий, а также упорядочение на ее основе нормативной правовой базы, определяющей порядок использования полиграфных устройств в деятельности различных ведомств с учетом стоящих перед ними задач.
2. Формирование профессионального стандарта «Специалист по проведению психофизиологических исследований с применением полиграфа» и приведение в соответствие с его положениями образовательных стандартов подготовки специалистов-полиграфологов, их аттестации на право самостоятельного проведения ПФИ и повышения квалификации.
3. Создание Российской некоммерческой саморегулируемой организации, объединяющей полиграфологов, обеспечивающей профессиональный контроль за качеством их деятельности.
Принципы использования полиграфных устройств в Российской Федерации заключаются в следующем.
Использование полиграфных устройств (включая проведение ПФИ) основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, добровольности, объективности, всесторонности и полноты проводимых исследований. Запрещается осуществление действий, унижающих честь обследуемого лица, его человеческое достоинство, либо создающих опасность для его жизни и здоровья.
Недопустимо применение обмана, угроз, насилия или иных незаконных мер с целью принуждения лица к даче согласия на проведении в отношении него ПФИ. Отказ от участия в ПФИ не может служить основанием для принятия каких-либо мер, ущемляющих права обследуемого, предусмотренные действующим законодательством, и не является свидетельством сокрытия лицом запрашиваемой информации.
Полиграфолог независим при проведении ПФИ. Запрещается любое воздействие на полиграфолога в целях получения заведомо определенных результатов ПФИ. В случае если полиграфолог находится в служебной или иной зависимости от обследуемого лица, лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, а также при наличии иных обстоятельств, дающих основание полагать, что полиграфолог заинтересован в необъективном исходе ПФИ, проведение ПФИ поручается другому полиграфологу.
ПФИ является элементом комплексной проверки достоверности информации, сообщаемой обследуемым лицом. Полученные при его проведении сведения подлежат оценке уполномоченными на то лицами по общим правилам, установленным действующим законодательством, не позволяющим придавать сведениям, полученным из какого бы то ни было источника, приоритетное значение.
Не допускается использование информации, полученной в процессе проведения исследования или содержащейся в материалах ПФИ, в целях, не предусмотренных действующим законодательством. Данная информация подлежит разглашению без согласия обследуемого, только в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Раздел 3. Использование полиграфа в правоохранительной деятельности
В сфере внедрения полиграфа в оперативно-розыскную деятельность в целях получения ориентирующей информации в России накоплен значительный опыт.
С принятием Закона Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» было положено начало легализации использования полиграфа в раскрытии и расследовании преступлений. В данном Законе, а впоследствии в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» был закреплен перечень оперативно-розыскных мероприятий, среди которых в ст. 6 первым значился опрос граждан. В статье разъясняется, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД), решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, с помощью должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, при этом могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Перечень «других технических средств» законодателем не ограничен, что дает основания для включения в их число полиграфа, поскольку полиграф не является «специальным техническим средством, предназначенным для негласного получения информации», порядок использования которых в ходе оперативно-розыскной деятельности регламентируется ч. 7-9 ст. 6 указанного Федерального закона.
Расширительная трактовка положений закона не допустима – так называемый «опрос с использованием полиграфа» (данный термин достаточно широко используется на практике) самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием не является.
Информация, полученная с использованием полиграфа в ходе осуществления ОРД, может быть введена в материалы уголовного дела в соответствии со ст. 89 УПК РФ. При этом следует учитывать, что данные, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем. Как известно, результаты исследования предметов, веществ и документов, проведенных соответствующими специалистами, могут быть введены в уголовный процесс путем допроса выполнявших исследование лиц; осмотра представленных объектов; приобщения к делу документов, фиксирующих ход и результаты исследования, т.е. заключения специалиста-полиграфолога.
Так как сущность ПФИ заключается в применении полиграфологом специальных знаний из ряда смежных областей науки и техники в целях решения вопросов, поставленных перед ним органом или лицом, такими знаниями не обладающим, общую правовую основу проведения ПФИ при расследовании преступлений и осуществлении правосудия по уголовным делам создают нормы УПК РФ, регламентирующие порядок получения заключения и показаний специалиста, заключения и показаний эксперта, а также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и положения ведомственных нормативных актов, определяющие порядок проведения судебных экспертиз.
Раздел 4. Проведение ПФИ при регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений
Проведение ПФИ при регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений осуществляется на основании положений Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
Согласно ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией «установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом».
Так как проведение ПФИ осуществляется исключительно при наличии добровольного согласия обследуемого лица, применение полиграфа в кадровой работе регламентируется главой 14 ТК РФ, определяющей понятие и порядок получения персональных данных работника как информации, касающейся конкретного лица, необходимой работодателю в связи с трудовыми отношениями.
Согласно ст. 8 ТК РФ, работодатель имеет право «принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции», не противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации. По заключению Министерства юстиции Российской Федерации подобные нормативные акты, регулирующие использование полиграфа в конкретной организации, государственной регистрации не подлежат.
В целях реализации положений ТК РФ при необходимости использования полиграфа в кадровой работе заинтересованным государственным органам, государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям следует разрабатывать и утверждать локальные нормативные акты, определяющие порядок проведения ПФИ, с которыми работник должен быть ознакомлен при трудоустройстве.
Результаты ПФИ не могут служить причиной применения в отношении работника каких-либо санкций, кроме случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
Раздел 5. Иные случаи проведения ПФИ
Правовой основой проведения ПФИ в гражданском, арбитражном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях и пр. являются положения соответствующих нормативных актов, определяющие порядок использования специальных знаний в рамках того или иного процесса, а также нормы Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и положения ведомственных нормативных актов, определяющие порядок проведения экспертиз.
Использование полиграфа при проведении частных (служебных) расследований регламентируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии со ст. 5 которого допускается «в ходе частной сыскной деятельности проводить устный опрос граждан с их согласия и использовать технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан».
В частной детективной деятельности полиграф может применяться при предоставлении следующих видов услуг: при проверке сведений по гражданским делам; при выявлении некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; при установлении обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; при проверке биографических и выявлении иных, характеризующих личность, данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия); при поиске без вести пропавших граждан; при поиске утраченного гражданами или организациями имущества; при сборе сведений по уголовным делам. Наиболее существенной проблемой при этом является не применение полиграфных устройств, а использование полученных таким образом результатов.
Заключительные положения
Целью реализации Концепции является формирование локальных нормативных актов, на базе действующего законодательства единообразно регулирующих использование полиграфных устройств, обеспечивающих укрепление законности, правопорядка, охрану интересов общества, государства, граждан и их объединений, защиту прав и свобод человека в Российской Федерации.
Проект Концепции разработан коллективом авторов в составе членов Экспертного совета НП «Национальная Коллегия Полиграфологов»
Оставить комментарий