Организаторы: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Комитет ТПП России по безопасности предпринимательской деятельности, НП «Национальная Коллегия Полиграфологов».
Р Е З О Л Ю Ц И Я
Круглого стола «Концепция применения полиграфных устройств в Российской Федерации»
07 июля 2014 годаг. Москва
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации 7 июля 2014 г. состоялся Круглый стол «Концепция применения полиграфных устройств в Российской Федерации».
Инициаторами выступили: Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и НП «Национальная Коллегия Полиграфологов».
Круглый стол был организован и проведен при непосредственном участии Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Члена Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции, Председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолия Борисовича Выборного.
Модераторы: Анатолий Михайлович Данилов, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, председатель правления Региональной общественной организации «Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности»; Юлия Марковна Дробязка, директор НП «Национальная Коллегия Полиграфологов», член рабочей группы по содействию развития применения полиграфа Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности; Ярослава Владимировна Комиссарова, доцент кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); главный редактор федерального научно-практического журнала «Эксперт-криминалист».
К обмену мнениями были приглашены представители органов государственной власти, представители Общественной палаты РФ, ТПП РФ, Общероссийского профсоюза Негосударственной Сферы Безопасности, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Московского антикоррупционного комитета при МТПП, Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Федеральная Палата сферы безопасности», профессорско-преподавательского состава вузов, специалисты-полиграфологи и другие заинтересованные лица.
В настоящее время во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в уголовном судопроизводстве, в рамках профессионального отбора и служебных проверок сотрудников государственных и негосударственных учреждений, предприятий и организаций регулярно проводятся исследования с применением полиграфа, а также иных, функционально близких к полиграфу технических устройств.
Сегодня в России обострились проблемы формирования сбалансированной системы профессионального психологического отбора, позволяющей учитывать потребности не только государства, но и каждого члена общества. Пользуясь тем, что такого рода система не выстроена, отдельные специалисты по работе с кадрами и собственной безопасности комплекс психодиагностических исследований, которые в отношении лиц, поступающих на службу или работу, в ряде случаев по закону могут и должны проводиться, заменяют проверкой субъекта на полиграфе. При этом игнорируется вероятностный характер выводов полиграфолога; принимаются решения, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан.
Изложенное обуславливает актуальность проведения общественно значимых мероприятий по определению общих условий применения полиграфных устройств за счет единого правового подхода к разработке локальных нормативных актов, регулирующих использование социально-коммуникативных и инструментальных технологий обеспечения безопасности в период формирования в России гражданского общества.
Прежде всего участники заседания обратили внимание на тот факт, что все известные науке психофизиологические закономерности являются вероятностными. Это не может служить основанием для отрицания научной состоятельности проводимых с опорой на них прикладных исследований. Множественность теорий, с помощью которых предпринимаются попытки описать природу реакций человека, регистрируемых с помощью полиграфа, отражает сложный характер психофизиологических явлений и процессов, но не умаляет степень научной обоснованности данного метода прикладной психофизиологии. На практике эффективность прикладных психофизиологических методов прямо пропорциональна компетентности специалистов, их применяющих.
В ходе дискуссии подчеркивалось – качество подготовки полиграфологов зависит от добросовестности лиц, организующих обучение, которые обязаны предоставлять слушателям исчерпывающую информацию по всем дискуссионным теоретико-прикладным проблемам использования полиграфа, а также обеспечить проведение практических занятий по принципу наставничества.
В начале 2000-х гг. в стране была упорядочена система подготовки специалистов-полиграфологов. Разработаны Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Специалист по проведению инструментальных психофизиологических опросов» (2001), «Судебный эксперт по проведению психофизиологического исследования с использованием полиграфа» (2004), Программа переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности – проведения психофизиологического исследования с использованием полиграфа (2005). Однако в последние годы в связи с изменением в стране порядка оказания образовательных услуг участились случаи организации подготовки полиграфологов силами коммерческих структур по программам, далеким от стандартов, принятых в мировой и отечественной практике.
По мнению собравшихся, каждый полиграфолог несет персональную ответственность за качество проводимых им исследований. Коллективами авторов были подготовлены, апробированы и внедрены в практику Видовая экспертная методика производства психофизиологического исследования с использованием полиграфа (2005), Единые требования к порядку проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа (2008), ряд ведомственных методических рекомендаций. При этом имеют место случаи, когда полиграфологи в своих заключениях ссылаются на указанные документы, грубо нарушая оговоренные в них требования.
Некомпетентность и неэтичное поведение отдельных лиц не должно становиться поводом для огульной критики деятельности всех членов профессионального сообщества. В связи с этим участники заседания положительно оценили начатую НП «Национальная Коллегия Полиграфологов» работу по формированию профессионального стандарта «Специалист по проведению психофизиологических исследований с применением полиграфа».
Выступающие отметили, что за истекшие 20 лет в России было налажено производство высококлассных полиграфных устройств. Выпуск полиграфов осуществляется несколькими отечественными предприятиями-производителями в порядке, определенном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Специалисты признают – безопасность и эффективность использования далеко не всех полиграфных устройств подтверждена актами апробации, а если таковые имеются, то зачастую отражают результаты незначительного числа лабораторных экспериментов.
Участники Круглого стола констатировали значимость активной государственной политики в области применения полиграфных устройств, которая обуславливается несколькими объективными факторами.
Во-первых, необходимостью обеспечения национальной безопасности.
Во-вторых, непосредственным влиянием деятельности, связанной с использованием социально-коммуникативных и инструментальных технологий, на широкий спектр общественных отношений, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
В-третьих, исключительной важностью соблюдения законности при оказании услуг, связанных с обследованием живых лиц.
Исторически сфера применения полиграфа в России формировалась по ведомственному принципу. В настоящее время ее объем и структура не соответствуют приоритетам развития Российской Федерации как правового государства. Сложившиеся стереотипы (в том числе правовые) нуждаются в корректировке с учетом требований действующего законодательства.
В ходе заседания обсуждались итоги многолетней работы над проектом федерального закона «О применении полиграфа», 24 декабря 2010 г. группой депутатов внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Положительно оценив стремление разработчиков упорядочить применение полиграфа в стране, участники Круглого стола сочли ошибочной саму идею закона о применении отдельно взятого прибора. Предметом правового регулирования не может быть использование технических средств, которые в современных условиях непрерывно усовершенствуются и заменяются принципиально новыми. Собравшиеся поддержали решение Совета Государственной Думы от 13 февраля 2012 г. согласиться с предложением Комитета по безопасности и противодействию коррупции – вернуть указанный законопроект авторам законодательной инициативы.
Подчеркивалось, что авторы законопроекта допустили целый ряд принципиальных ошибок, обуславливающих невозможность его доработки и принятия. Ключевой является смешение двух принципиально разных процедур:
а) исследования, проводимого полиграфологом в пределах своей компетенции, ограниченной объемом имеющихся у него специальных знаний, в целях получения дополнительной информации, имеющей значение для принятия управленческого решения;
б) процедуры проверки и оценки полученных полиграфологом сведений в процессе принятия этого решения (согласно проекту, на полиграфолога фактически возлагалась функция оценки получаемой им в ходе исследования информации, при том, что он не является субъектом правоприменения).
На недопустимость ограничения прав граждан в ситуации применения полиграфа в рамках профессионального психологического отбора кадров, если это прямо не предусмотрено законом и соответствующей ведомственной нормативной базой, и откровенно популистский характер идеи принятия «закона о полиграфе» обращалось внимание на проведенном 2 ноября 2011 г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Круглом столе по вопросу защиты прав человека при производстве исследований с применением полиграфа.
По мнению специалистов, первоочередной задачей в нормотворчестве (применительно к ситуации использования социально-коммуникативных и инструментальных технологий обеспечения безопасности) должна стать разработка нормативных правовых актов на основе системного подхода (психологического и психофизиологического) к решению проблем судопроизводства, оперативно-розыскной, трудовой и служебной деятельности.
Участники Круглого стола РЕШИЛИ:
1. Отметить значимость определения основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере использования социально-коммуникативных и инструментальных технологий обеспечения безопасности, в связи с чем считать целесообразным обсуждение Концепции применения полиграфных устройств в Российской Федерации (далее – Концепция) всеми заинтересованными профессиональными сообществами.
2. Предложить Комитету ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и НП «Национальная Коллегия Полиграфологов» разработать и реализовать план мероприятий по обсуждению Концепции, в который в качестве базовых включить следующие пункты:
2.1. Продолжить практику проведения Круглых столов в Общественной палате Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с участием организаций негосударственной сферы безопасности по проблемным аспектам использования полиграфных устройств.
2.2. Изучить нормативно-правовую основу и опыт применения полиграфа в работе департаментов Правительства Москвы и мэрии Казани.
2.3. Привлечь к обсуждению Концепции профессорско-преподавательский состав кафедры уголовного процесса и криминалистики Санкт-Петербургского государственного университета, кафедры уголовно-процессуального права и кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), имеющих опыт проведения семинаров совместно с практическими работниками по вопросам использования полиграфа при раскрытии и расследовании преступлений.
2.4. Обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с предложением провести Круглый стол по вопросу защиты прав человека при производстве исследований с применением полиграфа.
3. Направить Концепцию для изучения в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и просить Комитет оказать содействие в реализации плана мероприятий по ее обсуждению.
4. Сформировать Рабочую группу с участием экспертов Общественной палаты Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Общероссийского профсоюза Негосударственной Сферы Безопасности в целях:
4.1. Доработки Концепции по итогам обсуждения.
4.2. Формирования на основе Концепции пакета предложений по внесению изменений в действующее законодательство по упорядочению применения полиграфных устройств в Российской Федерации.
5. Пакет предложений по внесению изменений в действующее законодательство по упорядочению применения полиграфных устройств в Российской Федерации широко обсудить со всеми заинтересованными сторонами, после чего направить в адрес депутатов Государственной Думы для практической реализации.